Формирование основ безопасного поведения дошкольников
Статья подготовлена старшим воспитателем, педагогом высшей кв. категории Симоновой Н.Г.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Дети – это любопытные и любознательные существа. Они познают окружающий мир. Но, в отличие от взрослых, у них отсутствует жизненный опыт и они не знают, где могут встретиться с опасностью, а попав в чрезвычайную ситуацию, не знают, как поступить правильно.
Чтобы избежать неприятностей с маленькими детьми, нужны соответствующие воспитание и обучение, а также постоянный контроль за ними. Детям необходимо объяснять, что такое опасность, как ее избежать и обучать правильным действиям в тех или иных опасных ситуациях. Но, обучая, надо не забывать о возрасте, уровне развития и психологических особенностях детей. Важно научить ребенка не растеряться, столкнувшись с нестандартной ситуацией, сохранять спокойствие и принять нужные меры. Это поможет ему избежать трагических последствий.
Работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности нужно начинать с детства. Специально для дошкольных учреждений разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.) Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов:
«Ребенок и другие люди»;
«Ребенок и природа»;
«Ребенок дома»;
«Здоровье ребенка»;
«Эмоциональное благополучие ребенка»;
«Ребенок на улицах города».
В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов. Для этого проводятся наблюдения, беседы, игровые занятия. Затем планируется дальнейшая работа. Она ведется систематически через
- организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, проведение праздников;
- свободную самостоятельную деятельность детей - сюжетно-ролевые игры.
Создается предметно-развивающая среда, которая включает в себя уголок безопасности, дидактические и настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы и познавательную литературу для детей, наглядную информацию для родителей.
Основной вид деятельности дошкольников – это игра, но в работе используются и другие методы, в том числе метод убеждения, метод создания обучающих ситуаций, метод исследования, метод проектной деятельности.
Вопросы формирования основ безопасности жизнедеятельности детей нельзя решить только в рамках детского сада, поэтому воспитательно - образовательная работа с детьми строится в тесном сотрудничестве с родителями. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ используются:
- анкетирование;
- родительские собрания и консультации;
- участие родителей в тематических выставках;
- оформление папок-передвижек.
Родители являются главным примером правильного поведения в любых жизненных ситуациях, поэтому мамы и папы должны сами соблюдать правила и учить этому своих детей.