Формирование навыков безопасного поведения в быту дошкольников.
Подготовила воспитатель:
Ахмедова Л.Б.
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества.
В процессе познавательного развития дошкольники получают, в том числе, навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.
Важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение. Нужно создать условия, при которых у ребёнка сформируется:
-
Предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
-
Психологическая готовность к действиям;
-
Адекватное реагирование на ситуацию.
Важно содействовать овладению у ребёнка деятельности по сохранению своей жизни и здоровья, а так же жизни другого на уровне самостоятельности (по своей инициативе что-либо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать полученный результат).
Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.
Внимание педагога акцентированно:
-на формировании у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
-на формировании у детей дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
-на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
В результате проделанной работы у детей второй младшей группы должны сформироваться навыки самосохранения.
При формировании навыков безопасного поведения в быту наиболее приемлемыми методами являются проблемное и игровое обучение. Используется так же метод убеждения, игровые и развивающие методы.
Предметно-развивающая среда в нашей группе включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
Одно из направлений нашей работы-безопасность дома.
Работа по данному направлению начинается с пожарной безопасности в доме. Акцентируется внимание ребёнка на медицинских препаратах, детей учат аккуратно обращаться с колюще-режущими предметами, бытовой химией.
Предметы быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
-предметы, которые находятся в зоне доступа ребёнка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, печка, электрические розетки, спички, включённые эл.приборы);
-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты);
-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно их научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
Атак же, необходимо напоминать детям, что, находясь дома, нельзя открывать двери постороннему человеку , отвечать на телефонные звонки, выходить из квартиры без предупреждения. Кроме того, необходимо психологически подготовить ребёнка к возможной опасности и сформировать у них навык, который поможет ему правильно действовать в чрезвычайной ситуации. Его можно развить только через игру, проводимую под руководством специалиста.